Дао Ветра. - Космос1 – Поехали!

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> User Info
> netwind.ru

April 26th, 2011


Previous Entry Add to Memories Share Next Entry
08:40 am - Космос1 – Поехали!

Наш маленький космонавт в нашем маленьком космосе.



У Наташи есть другой вариант видео… в двух частях.



Летательный аппарат:

Для запуска, прежде всего, нужен метеозонд. Мы использовали его аналог – американский военный шар двадцатилетней давности (его предназначение в армии нам не известно). Но достать его оказалось легче, чем наш метеозонд. (25$ на ебее + доставка)
Во время подъёма из-за снижения атмосферного давления шар постоянно расширяется и на определённой высоте неизбежно лопается.

метеозонд

Газ:

Наполнять шар можно гелием или водородом. Мы выбрали гелий т.к. достать его оказалось легче, ну и инертный гелий, в отличии от водорода, безопасен (помните Гинденбург? :) Правда для рекордных запусков придётся использовать водород из-за его большей подъёмной силы.
В 40 литровый баллон под давлением 150 атмосфер входит 6 кубометров гелия. Один кубометр имеет подъёмную силу около 1.1кг.
Чем больше кубов газа залить в шар тем больше он сможет поднять и тем ниже он лопнет.
Кстати при расчётах важно не забывать, что сам шар весит около 2кг и этот вес тоже придётся поднимать.

гелий

Полезная нагрузка:

В качестве контейнера для полезной нагрузки Альберт выбрал глобус. Он обладает и отличной аэродинамикой и символизмом. :) Шар максимально утеплили кусками пенопропилена и пенопласта, прорезали 2 отверстия для объективов и упаковали туда два фотоаппарата (Canon S95 и IXUS 750) на оба были поставлены скрипты интервальной съёмки через CHDK. Кроме этого внутри шара лежал один из двух GPS/GSM трекеров АвтоФон Маяк (подробней ниже). Снаружи были закреплены собранные по друзьям 3 камеры ГоПро ХД (Толян, это не мы её сломали, она такая и была) :).
Глобус сработал замечательно, (Альберт, прости за придирки) :) Фотоаппараты не замёрзли и не запотели. С ГоПрошками снаружи (в собственных герметичных боксах которые мы дополнительно утеплили) была только одна проблема – снег, который попал на объективы и замылил всю картинку.

Система спуска:
После того, как шар лопается в дело вступает парашют. Мы использовали бейсерскую медузу – вытяжной парашют (Спасибо, Андрей) . Скорость падения получилась около 60 км/ч (без парашюта было бы около 200км/ч).

медуза

Поиск:
Для поиска я выбрал российские GPS/GSM/GPRS маяки «АвтоФон Маяк» (устройство для поиска угнанных машин), т.к. они могут работать в автономном режиме больше года, и были разработаны в России с учётом наших холодов. (Оба этих фактора давали надежду на работу после расчётных -70 градусов по Цельсию) Один из них находился в шаре, а второй, на всякий случай, был подвешен под парашютом (на 15м выше). Оба были упакованы в резиновые перчатки (на случай падения в воду) и в пенопластовые коробки.
После приземления, оба трекера подключились к базовым станциям GSM (стояли симки разных операторов), определили свои координаты и отправили их мне СМСками. Причём один из трекеров был запрограммирован ещё и на отправку координат на сервер по GPRS, где мы смогли увидеть место приземления сразу на карте. Кроме координат они передают ещё массу другой информации… Так вот после приземления температура внутри глобуса была -20C притом, что 10 минут назад снаружи было -70С. (Спасибо АвтоФону, за то, что всё сработало как надо. Мы за эту стадию переживали особенно сильно :)

АвтоФон Маяк

На самом деле требуется решение ещё кучи разных технических проблем… Может вы сможете что-то подсказать?
1) Как бороться с запотеванием или замерзанием передней линзы объектива?
2) Как определить и запомнить максимальную высоту, температуру, скорость? (бытовые термометры до -50, а там ниже. Датчики высоты во всяких спортивных часах и прочих бытовых приборах работают до 10км, а GPS ограничен военными до 18км,.. а там выше)
3) Как получать координаты вне зоны покрытия GSM? (знаю пару решений, но хочется ещё идей)
4) Ну и может кто одолжит свою зеркалку для следующего запуска?:)

P.S. Если вдруг соберётесь запускать что-то подобное, то начните с решения вопроса о безопасности запуска, подумайте, что будет, если пересекутся траектории зонда и самолёта. Есть разные способы уменьшения вероятности каких либо происшествий с вашим неуправляемым л.а. в воздухе, но вероятность эта остаётся в любом случае.


(81 comments | Leave a comment)

Comments:


Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]
From:[info]elchupaka
Date:April 26th, 2011 05:49 am (UTC)
(Link)
классно провели выходные)
[User Picture]
From:[info]kastrulya001
Date:May 2nd, 2011 04:18 pm (UTC)
(Link)
Думаю, это заняло не один день!
[User Picture]
From:[info]alien3
Date:April 26th, 2011 05:50 am (UTC)
(Link)
Спасибо за подробности. :)
[User Picture]
From:[info]locheed
Date:April 26th, 2011 06:03 am (UTC)
(Link)
2. поискать барометрические высотомеры. На радиозондах (метеорологических такие датчики есть)
Насчет столкновения с самолетом, то Аэрологические обсерватории запускают зонды обычно в 12 по МСк. Например в Долгопрудном. Вот можно попробовать у них уточнить, есть ли запрет на запуск или нет.
[User Picture]
From:[info]netwind
Date:April 26th, 2011 06:41 am (UTC)
(Link)
Вот искал... Но готового ничего не нашёл. Видимо придётся паять, а моих знаний явно не хватает на сборку электронного высотомера с барометрическим датчиком.

Только зонды запускают не в 12 по МСК, а в 12.00 и в 0.00 по GMT во всём мире.
[User Picture]
From:[info]victorprofessor
Date:April 26th, 2011 06:08 am (UTC)
(Link)
круто!
про автофон спасибо за инфу, не знал про существование такого компактного трекера, мне с дилэкстрима за 85 баксов едет тоже трекер (для экспедиций, чтобы в онлайне показывать наше местоположение).

про приземление понял, виноват не досмотрел видео до конца

Edited at 2011-04-26 06:27 am (UTC)
[User Picture]
From:[info]netwind
Date:April 26th, 2011 06:30 am (UTC)
(Link)
Ну вот... ты видео то смотрел?
Он не долетел до земли метров 7... повис на ветках. :)

У Автофона мне понравилось, что он не на аккумуляторах а вообще на двух батарейках... и по заявлениям производителей может и 2 года на одном комплекте работать (в режиме ожидания команд по смс)
[User Picture]
From:[info]pavel_kosenko
Date:April 26th, 2011 06:17 am (UTC)
(Link)
Молоцы, круто всё продумали :)
[User Picture]
From:[info]__off__
Date:April 26th, 2011 06:19 am (UTC)
(Link)
круть, если надо есть гоупро хд =))
[User Picture]
From:[info]netwind
Date:April 26th, 2011 06:33 am (UTC)
(Link)
Была бы у нас четвёртая го-про, мы бы и её прицепили... Так что ты смотри... мы ведь вспомним про тебя перед следующим запуском :)
[User Picture]
From:[info]elchupaka
Date:April 26th, 2011 06:29 am (UTC)
(Link)
1) в детстве, я занимался плаванием. Все мечтали о крутых очках с антизапотевающими стеклами. Тогда можно ыбло купить состав который не позволял запотевать стеклам. Не знаю на сколько он работал и применим ли к вашим внешним параметрам, но купить его будет не сложно (я думаю).
[User Picture]
From:[info]netwind
Date:April 26th, 2011 06:31 am (UTC)
(Link)
У меня он даже где-то есть... Для дайвинга покупал... но что-то он не особо работал... надо бы найти и тесты провести.
[User Picture]
From:[info]pompeya
Date:April 26th, 2011 06:52 am (UTC)
(Link)
насколько далеко от места запуска упал?
[User Picture]
From:[info]netwind
Date:April 26th, 2011 01:23 pm (UTC)
(Link)
40км
[User Picture]
From:[info]_nookie
Date:April 26th, 2011 07:08 am (UTC)
(Link)
ого, Денис! ну вы и молодцы :)
долго потом искали?
[User Picture]
From:[info]netwind
Date:April 26th, 2011 01:26 pm (UTC)
(Link)
Самым долгим было ожидание сообщения с координатами. А уж когда координаты пришли время летело незаметно :) (часа 2 ехали до места, пол часа пробирались по лесу, и ещё долго снимали с дерева)
[User Picture]
From:[info]strangeer
Date:April 26th, 2011 07:10 am (UTC)
(Link)
Ребят, очень круты!
[User Picture]
From:[info]ashar_kant
Date:April 26th, 2011 07:11 am (UTC)
(Link)
Круто.
[User Picture]
From:[info]kmastudio
Date:April 26th, 2011 07:12 am (UTC)
(Link)
Очень мнтерестно услышать где аппарат приземлился. на сколько далеко интересно от места старта стало место приземления?
[User Picture]
From:[info]netwind
Date:April 26th, 2011 01:27 pm (UTC)
(Link)
в лесу :), в 40 км от места старта.
[User Picture]
From:[info]rainparaglide
Date:April 26th, 2011 07:35 am (UTC)
(Link)
а как крепили парашют и как он вводился в действие? он сразу с 24 км работал или на каком-то этапе спуска?
[User Picture]
From:[info]rainparaglide
Date:April 26th, 2011 07:56 am (UTC)
(Link)
ага, уже увидел ответ в видео у Натальи -- медуза была закреплена между подвесом и шаром?

строго говоря, слетали вы не в космос, а с стратосферу. но все равно офигенно круто :)
[User Picture]
From:[info]russos
Date:April 26th, 2011 08:40 am (UTC)
(Link)
круто, круто, молодцы.
[User Picture]
From:[info]akalashnikoff
Date:April 26th, 2011 08:52 am (UTC)
(Link)
а самолеты в них не прилетают?
[User Picture]
From:[info]new_mikha
Date:April 26th, 2011 09:04 am (UTC)
(Link)
Посмотрел видео - офигенно! Ну вы, блин, даёте, молодцы :)

Насчёт запотевания. Я сам активно использую ГоПро. Не знаю, что там с -70, но при более человеческих температурах проблема решается очень просто: надо использовать негерметичный бокс. Не знаю также, что будет после долгого пребывания в облаке (после недолгого - ничего не будет, знаю точно ;)), но думаю, что попробовать стоит, т.к. есть шанс, что вне облака влаги там просто не будет. Ну есессно если оно в воду сядет, то камере куку - видео, впрочем, должно сохраниться.

Альтернатива - использовать различные антифоги. Для обработки плавательных очков есть спреи. И на сайте гопро гляньте, у них есть спецвкладки в бокс с десиксантом, которые предварительно надо в духовке подержать. Пока не набрал статистики, насколько это всё хорошо работает, пробовал всего пару раз (вроде помогало, но для моих раскладов и негерметичный бокс подходит, поэтому точно я не знаю)

Вопрос: т.е. это что же это, камеры отработали все 1.5 часа при таких температурах на штатных батареях? Ого, круто.

Успехов!
[User Picture]
From:[info]netwind
Date:April 26th, 2011 02:22 pm (UTC)
(Link)
У нас был таже вариант просто открутить переднюю линзу на боксе, но тогда появлялась вероятность затопить гопрошки. Решили не рисковать. Вот абсорбирующие вкладки да... только мы не смогли найти их в Москве.

А то, что они проработали (161 минуту, 167 минут и 139 минут) на штатных аккумах меня самого удивило. Но они там сами себя, видимо, хорошо греют. А сейчас же ещё и увеличенные батареи можно купить...
[User Picture]
From:[info]frantsouzov
Date:April 26th, 2011 09:39 am (UTC)
(Link)
Очень круто! Спасибо за подробный рассказ!
Еще запуски планируете делать?
[User Picture]
From:[info]netwind
Date:April 26th, 2011 02:23 pm (UTC)
(Link)
Да, надеюсь ещё будут. :)
[User Picture]
From:[info]chermonderr
Date:April 26th, 2011 09:46 am (UTC)
(Link)
Молодцы!
Запотевает линза в ГоуПро или в фотоаппаратах?
Для ГоуПро можно попробовать использовать пакетики, впитывающие влагу.
У меня Oregon Scientific ATC9K имеет немного другую конструкцию, без внешнего гермобокса и, наверное, не должна запотевать... Впрочем, непонятно, будет ли она работать при -70 :)
[User Picture]
From:[info]q_w_d
Date:April 26th, 2011 10:45 am (UTC)
(Link)
Круто :)
Несколько лет назад работал, даи сейчас периодически общаюсь, в фирме, выделившей МАЗ гелия для запуска человека на воздушных шарах (правда всего чуть более 5км над землей...)
[User Picture]
From:[info]___lin___
Date:April 26th, 2011 11:45 am (UTC)
(Link)
Человека звали Виталий Куликов, и когда я его видел в последний раз, он купил летчицкий костюм, кислородную маску в аптеке, склеил большие шары и готовился к штурму отметки в 10км.
[User Picture]
From:[info]seli_s
Date:April 26th, 2011 12:08 pm (UTC)
(Link)
здорово то как!
[User Picture]
From:[info]mumiavera
Date:April 26th, 2011 01:28 pm (UTC)
(Link)
Класс!!!
[User Picture]
From:[info]lastronom
Date:April 26th, 2011 06:46 pm (UTC)
(Link)
Классно! Да, удивительно, что аккумуляторы камер выдержали такой мороз!
А по поводу запотевания, Вы же писали, что с этим проблем не было. А вообще, чтобы линзы не запотевали их нужно нагреть до температуры выше точки росы. Можно попробовать сделать грелку из цепочки резисторов или из проволочного нагревательного элемента. Правда здесь возникает проблема с питанием...
[User Picture]
From:[info]mitridat_sands
Date:April 27th, 2011 08:21 pm (UTC)
(Link)
солнечные батареи
From:(Anonymous)
Date:April 27th, 2011 09:14 pm (UTC)
(Link)
шедевральное видео! впечатляет!
а при падении пусть и с парашютом со скоростью 60 км/ч какова вероятность, что прилетит какому-либо прохожему на голову?
[User Picture]
From:[info]netwind
Date:April 27th, 2011 10:22 pm (UTC)
(Link)
Давайте посчитаем.
В Московской области плотность населения - 154 человека на кв.км. Человек занимает около 1 кв.м. А значит вероятность = 0.015% тоесть на голову упадёт 1 из 6000 запусков. И то, скорее всего, упадёт на крышу над этой головой.
[User Picture]
From:[info]carrot_v
Date:April 28th, 2011 06:51 am (UTC)

очень круто!

(Link)
Спускаемый аппарат долго искали? чисто по жпс?
[User Picture]
From:[info]netwind
Date:April 28th, 2011 12:40 pm (UTC)

Re: очень круто!

(Link)
да, только по жпс. Часа 2 ехали к месту, пол часа шли, и часа 2 снимали с сосны.
[User Picture]
From:[info]eye_open
Date:April 28th, 2011 08:59 am (UTC)
(Link)
В стратосфере особенно красиво свет на капельках играет и видно, как температура падает, а потом начинает расти.
А как на счёт самолетов? Искали место вдалеке от трасс?

> Go to Top
LiveJournal.com